plucer (plucer) wrote,
plucer
plucer

Categories:

История Высоко-Петровского монастыря. Собор Петра Митрополита. Из семейного архива


Черновой эксиз проекта реставрации после окончания раскопок галереи. Вид с запада на северный парадный двор монастыря. Рисунок Бориса Дедушенко.


В моем архиве есть огромное количество уникальных материалов по Высоко-Петровскому монастырю в Москве. Вся его история, сотни фотографий, реставрационные исследования, которые вел на протяжении 40 лет выдающийся архитектор-реставратор Борис Дедушенко. Я разобрал еще небольшую часть этого архива и выкладываю материалы по главной достопримечательности этого монастыря - Собору Петра Митрополита. Это один из древнейших соборов Москвы. Борис Дедушенко восстановил его в первоначальном виде - так, как он выглядел в 1514 году.
В конце поста прилагаю уникальные материалы по Сергиевской и Боголюбской церквям этого монастыря.


1. Собор Петра Митрополита.

По повелению Ивана III архитектор Алевиз Фрязин возвел в 1514 году в монастыре первый каменный собор Петра Митрополита. Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм, сложенный из красного кирпича высотой 23 метра. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх, четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей. Нижний ярус также покрыт черепицей, форма покрытия – конховая. Здание было окружено круглой в плане галерей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц.

Архимандрит Григорий пишет: «В 1505 году великий князь Василий Иоаннович в честь московского святителя и чудотворца «со многим желанием и верою» повелел заложить в монастыре каменную церковь во имя святителя Петра» (Высокопетровский мужской второклассный монастырь в Москве. М, 1899. С. 6). Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве:... да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси... а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин...» (ПСРЛ. т.6. с. 254. т. 8. с. 254).

Нет ни малейших сомнений в том, что постройкой первых каменных церквей, в том числе и Петровского собора, руководил выдающийся итальянский зодчий Алевиз Фрязин, работавший в то время в России. Бори Дедушенко предполагал, что новый кирпичный собор был построен на месте первоначального деревянного храма (Борис Дедушенко. К истории ансамбля московского Высоко-Петровского монастыря // Древнерусское искусство. М, 1964. С. 257). Первые каменные стены появились в монастыре спустя более чем столетие. Собор стал центром парадного двора и всего монастыря в целом.

Считалось, что до нашего времени сохранился поздний собор, построенный в конце XVII века и что именно на его освящении присутствовал Петр. Однако кропотливые натурные исследования 1979 года, проведенные Борисом Дедушенко однозначно доказали, что до настоящего времени сохранился первоначальный собор, построенный зодчим Алевизом Фрязиным в 1514 году.

В 1689-90 годах собор был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонто была постоена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич...» были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4). Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра митрополита – первый каменный монастырский храм, который является памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Кстати, Церковь во имя Боголюбской богоматери также символизировала собой несправедливость притязаний на власть царевны Софьи (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 11). Собор Петра Митрополита также символизировал победу Петра, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, после бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, Петра I считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны. (Зверинский. С. 111). Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть.

Уже после освящения, к 1691 году были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством Собора Петра Митрополита. Первые упоминания о новом иконостасте относятся еще к 1687-1688 годам: «...Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот» иконостас. Работы по изготовлению иконостаса проводились до начала 1691 года.

В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную и первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы.

В 1720-1730 годах наружние стены октаконха собора были расписаны. В 1736 году были росписаны и стены восьмерика.

В 1735 году «от большой бури» была повреждена позолоченная кровля восьмерика собора (ЦГАДА. Д. 63. Л. 4).

После разорения, которое учиниле в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.

Во второй половине XVIII - первой половине XIX века круглая паперть Собора Петра Митрополита была постепенно засыпана землей.

В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской.

Капитальные ремонты собора не предпринимались в XIX веке, вычинивалась лишь крыша.

В ХХ веке не проводилось даже косметического ремонта. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом. Здание собора к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние.

Первый этап реставрации 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли.

Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению Собора Петра Митрополита были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря. С 1979 года началась собственно реставрация памятника: восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.


















Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.


Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.







2. Сергиевская церковь Высоко-Петровского монастыря.

Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.

Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле "нарышкинского барокко".

Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.

Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:



В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.

В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.

В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.

В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.

В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.

Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.

С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.

После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).

В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.

К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.

Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы.


Следующее фото сделано предположительно в начале 1950-х. Вид с Петровского переулка на Сергиевскую церковь и Братские кельи (палаты Нарышкиных).

Уточняю более подробно датировку этой фотографии. Первые реставрационные работы начались в 1952 году. Здесь их пока не не видно. Автомобиль Победа, который видно внизу, начали выпускать только после войны. Первый пробный образец Иосиф Виссарионыч осматривал в 1944 г. Правда усиленный радиатор появился в 1955, и, сдается мне, здесь именно он. Но тут можно ошибиться, видно не очень хорошо. Стало быть фото сделано в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

А здесь уже видно отреставрированную галерею и на заднем плане Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Видо на восток. Это предположительно 1960-е годы.


Для сравнения, чтобы был понятен титанический объем работ, проделанных Борисом Дедушенко по восставновалению галереи, которую мы видим на предыдущем снимке в поностью восстановленном виде, покажу еще одно фото, где та же галерея - до реставрации. Состояние ее было не просто ветхое, но аварийное:

На этом фото вид на юго-запад, справа Братские кельи до реставрации, слева - Пахомиевская церковь.

В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».

3. Боголюбская церковь Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Одна из красивейших церквей этого комплекса - Боголюбская. Излагаю вкратце наиболее существенную информацию об этом храме. И выкладываю часть фотографий этого уникального памятника нарышкинского барокко. Все фотографии - 1930-х - 1950-х годов. Будет время, отсканирую фото начала века и фото в процессе реставрации 1950-х - 1980-х годов. Собственно, это часть истории о том, как великий русский реставратор Борис Дедушенко возрождал ее из руин.



Соборная церковь во имя иконы Боголюбской Богоматери представляет собой пятиглавый двухсветный объем с трехабсидным алтарем. Построена в 1664 году.


Впервые убедительную датировку постройки дал Борис Дедушенко. До этого считалось, что она построена в 1690-91 годах.
Также ошибаются исследователи, утверждающие, что церковь была построена на месте более древней - деревянной. Дело в том, что на всех планах Москвы XVII века изображен один собор монастыря - Собор Петра Митрополита, другого собора до это времени не существовало. С большой степенью вероятности можно утверждать, что она была построена на месте северного корпуса "квадратного" монастырского двора. Церковь поставлена над могилами Ивана и Афанасия Нарышкиных, родных дядей Петра I, убитых в мае 1682 года во время стрелецкого бунта. Решение об их захоронении в монастыре (как и решение о строительстве церкви) было политическим. Высоко-Петровский монастырь был посвящен Петру Митрополиту, который считался защитником Москвы. Царь Петр был назван в честь Петра Митрополита. Неслучайно и крещен он был в день Петра и Павла, 29 июня 1672 года. Петр был сыном Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, братья которой и были убиты стрельцами. После крещения Петра, Кирилл Нарышкин, его дед, подарил монастырю свой соседний двор. Все эти события привели к тому, что Высоко-Петровский монастырь стал только усыпальницей Нарышкиных. Да и свой архитектурный облик приобрел благодаря им - значительная часть построек монастыря, как известно, относится именно к стилю «нарышкинского барокко».
В петровские времена была артикулирована символическая связь между гибелью Ивана и Афанасия и жестоким убийством в ночь с 28 на 29 июня 1175 года (в день Петра и Павла) Андрея Боголюбского. Не случайно сам Петр привез из Боголюбово в Высоко-Петровский монастырь чудотворную иноку. Во имя этой иконы и была построена Боголюбская церковь. Она уже тогда была задумана именно как усыпальница Нарышкиных. Строительство началось в 1683 году, а осенью 1684 церковь уже была крыта деревянной кровлей. Отделочные работы (как внутренние, так и внешние) продолжались еще два года. Конструктивные части иконостаса были изготовлены Климом Михайловым в 1687 году, за что он получил 62 рубля, 16 алтын и 4 деньги. Иконы писались Михаилом Милютиным, Спиридоном Григорьевым, Федором Евтихиевым и Тихоном Ивановым Филатьевым с 1687 по 1688. Всего 54 иконы. Иконостас обошелся в 129 рублей и 108 золотых. Милютин - ученик Симона Ушакова, жалованный иконописец Оружейной палаты, о котором сам Ушаков писал: «...Мишка иконное художество пишет святых лиц воображенье лутше его прежнего ученика Василия и впредь он будет великому государю прочен...» (Успенский А.И. Словарь царских живописцев и иконописцев XVII века. М., 1910. Цитирую по материалам из семейного архива). Этот иконостас был полностью уничтожен в ХХ веке. По свидетельству знаменитого советского скульптора Сосланбека Тавасиева, в начале 1920-х годов все иконы были выломаны из иконостаса, сложены во дворе монастыря огромной горой и сожжены.

Вот уникальное фото 1925 года на котором мы видим, что осталось от иконостаса.


Освящена была церковь не ранее 1690 года, отчего и происходит ошибка в датировке ее постройки.
Итак, церковь была поставлена над могилами Иван Кирилловича и Афанасия Кирилловича Нарышкиных, которые были похоронены на этом месте 15 мая 1682 года. Сразу после окончания строительства этой усыпальницы Нарышкиных скончался и Федор Кириллович Нарышкин. Он был похоронен там же 4 марта 1691 года. И менее чем через два месяца скончался сам Кирилл Полуектович Нарышкин, подаривший за несколько лет до этого монастырю свой двор. Он был похоронен здесь же 30 апреля 1691 года.
Церковь эта хорошо сохранилась. Она очень мало подвергалась переделкам. Около 1763 года кровля была заменена на железную. Эта кровля скрыла первоначальные кокошники. Лишь в 1807 году была сделана западная пристройка к трапезной. В 1812 году монастыть был разграблен французами и пострадало внутреннее убранство церкви. Предположительно в 1860-ых годах была уничтожена паперть северной и южной стороны. В XX веке в здании сделано межэтажное перекрытие. С севера и юга сделаны кирпичные пристройки. В 1920-х годах в здании церкви располагались ремонтные мастерские Зернотреста и к южной стене трапезной и алтаря было пристроено помещение котельной. В начале 1930-х в церкви размещается Осоавиахим.

В 1930-х годах маковки церкви были уничтожены, а сама она пришла в аварийное состояние.


В конце 1930-х здание переходит к Ремонтно-механическому заводу Совхозреммаштрест. После войны почти весь монастырь передан Министерству культуры РСФСР.

Это вид на южный фасад немного с юго-запада.


Это южный фасад.


Это вид с запада.


Будучи окружена заботой Минкульта Боголюбская церковь выглядела следующим образом.


В 1950-1980-ых годах церковьб была полностью отреставрирована и восстановлена в первозданном виде выдающимся архитектором-реставратором Борисом Дедушенко. Именно ему я обязан всеми своими знаниями о Высоко-Петровском монастыре. Это результаты его 40-летней титанической исследовательской работы. Большую часть материалов он так и не опубликовал, но монастырь полностью восстановил.
Хотелось бы, конечно, книгу издать об этом красивейшем монастрые России, но не вижу серьезных издателей. Пока их нет, постараюсь постепенно отсканировать и выложить часть архива. При использовании информации, просьба делать ссылку на исследования Б.П. Дедушенко и мой архив.



Материал подготовлен А&Я Плуцер-Сарно
Tags: История искусства, Петровский монастырь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →