?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 September 2009 @ 10:20 am
Группа Война: «Говно – друг или враг?», или «Слава тевтонским оккупантам!». Эскизы на пленере.  
Эскизы на пленере арт-активистов группы

Эпиграф:
...Хорошо бы чего-нибудь трогательное - Мишка какой-нибудь.
Пока, до встречи, Дмитрий Александрович Пригов


Посвящается двухлетней годовщине со дня смерти Д.А. Пригова




Эскиз 1. Тестирование на Говно художественной общественности.

15 августа 2009 года в сосновом лесу поселка художников Карепа активисты группы Война укрепили шестиметровый транспарант «Говно – друг или враг?». После чего они углубились в лес, откуда вынесли на носилках тяжело больного Медвежонка. Трепанация черепа показала, что вместо мозга у Медвежонка находилось Говно. Вместо Говна в голову больного торжественно зашили статьи Конституции, написанные ранее кровью активиста Олега Мавроматти: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина... Каждому гарантируется свобода мысли и слова. ...Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного... и других видов творчества» и нек. др. Затем активист арт-группы Война Алекс Плуцер-Сарно предложил всем собравшимся отведать Говно, поднося полные пригоршни оного к лицу экспертов современного искусства. Тестирование на Говно художественной общественности прошло успешно, отведать Говно никто из присутствующих не пожелал, сочтя его недостаточно артистичным.



Эскиз 2. Тестирование на Говно социально-политической реальности.

20 августа во время празднования Дня независимости активист группы Война Алекс Плуцер-Сарно с профессором Эстонской Академии художеств, великим художником Юри Ойявером провели публичную фотосессию в Таллиннском городском Холле, разумеется, по чистой случайности забыв уведомить об этой говно-фотосессии городские власти. Холл - это знаковое для эстонской политики место, здесь в 1990-х проходили оппозиционные митинги, это что-то вроде Пушкинской площади в Москве. В Эстонии это место ассоциируется с борьбой за независимость.



Заняв позицию напротив многолюдной площади, художники развернули транспорант «Говно – друг или враг?». Тестирование общественно-политической реальности на Говно прошло успешно, полиция художественным Говном не заинтересовалась, публика отреагировала веселым смехом.

Эскиз 3. Тестирование на Говно современного искусства.

25 августа, в День независимости Уругвая по приглашению А. Плуцера-Сарно художники, искусствоведы и кураторы собрались на площади Независимости в Таллинне, неподалеку от места, где ранее стоял одиозный памятник «Памятник воину-освободителю Таллинна от немецко-фашистких захватчиков». Затем они перешли к подножию нового памятника «Монумент свободы в честь победы в Освободительной войне», вызывающего ужас у прогрессивной интеллигенции всего мира, поскольку он сильно напоминает крест великих магистров тевтонского ордена, то есть рыцарей, 800 лет назад заливших Эстонию кровью и поставивших ее на многие века на колени. Посему тевтонский крест как символ независимости весьма двусмысленен. К тому же в центре Креста изображена рука в рыцарском доспехе и меч. Не говоря уж о том, что с художественной точки зрения огромный крест в центре старинного города не выдерживает никакой критики, попросту разрушая весь архитектурный комплекс площади Независимости.

Заняв позицию у подножия Креста прямо над многолюдной площадью, арт-активист группы Война А. Плуцер-Сарно и искусствовед и куратор Теет Вейспак развернули транспорант «Слава тевтонским оккупантам!».



Когда изумленная толпа на площади затихла, активисты развернули транспорант другой стороной, обратившись к народу с сакраментальным вопросом: «Говно – друг или враг?».



Тестирование современного искусство на Говно прошло успешно, собравшиеся художники и искусствоведы признали, что современного искусство – полное Говно, но все ж таки скорее друг, нежели враг.

Триптих посвящен памяти Дмитрия Александровича Пригова. 16 июля исполнилось 2 года со дня смерти великого поэта и художника. Вот что мэтр писал о Медвежонке 5 лет назад:

"Наиболее читаемой драматургия взаимоотношения природного и культурного предстала во времена аристократического правления и, соответственно, властвовавшей тогда аристократической культуры. И не только даже в виде процветавшей куртуазности, но и, что является предметом нашего нынешнего внимания, в доминирующих и престижных способах артикуляции этой драматургии в образцах прекрасной поэзии, музыки, прозы, картин. В определенном модусе рассмотрения эта драматургия выстраивалась в виде структуры природа - народ - культура (аристократия), где народ, занимая промежуточную позицию, с одной стороны, отгораживая аристократию от ужасов прямой нередуцированной природы, в то же самое время представлял пред ее лицом как бы целиком природу, которую можно было и надлежало полностью окультурить. И, несомненно, в пределах русской культуры в наибольшей чистоте и даже, можно сказать, в некоторой прямолинейной простоте эта культурная стратегия нашла свое отражения в сочинениях Ивана Сергеевича Тургенева. В его знаменитых, прямо-таки знаково-геральдических образах-идеалах "тургеневских девушек", в их окультуривающей страсти почти преодолевающих половые (но не гендерные) различия. В наше время эголитаризма и массовой культуры вся сумма народа и народов сдвинулась как бы в сторону "культуры", отрядив роль промежуточного звена огромному миру второй, нараборанной, человеческой природы. И основную презентативную роль в этом играют всякого рода антропоморфизированные игрушки и безделушки - вместилища нереализованной человеческой любви и страсти общения не с прямой, а препарированной природой. Вспомним хотя бы конструкцию Даниила Андреева, где в его распределенных и стратифицированных по степени просветленности мирах, в одном из них, достаточно высоком и престижном, человек после смерти встречается наравных с игрушками и литературными героями, в которых наиболее инвестированы человеческие чувства и энергия идентификации с этими субстратами природы. И, естественно, традиционно наиболее презентативным в данной роли предстает плюшевый мишка, Teddy Bear".
Д. А. Пригов. 2004 год.

Некоторые публикации в прессе об этих эскизах-экзерсисах:
1. По-эстонски:
Экспресс
Охтулехт
Ээсти Пяэвалехт
Охтулехт
Ээсти Экспресс
Арилехт

2. По-русски:
Вести
Новости ERR
Еще новость на ERR
Столица
Ноортек

Все фото и монтаж видео - Яна Сарна.
Душевное сенкью Олегу Мавроматти за "конституционное" участие.
В экскизах на пленере также участвовала арт-активист, художница Ника.
Спасибо ЛинеФильм за представление исходника видео.
Дружеская благодарность Теету Вейспаку и Юри Ойяверу за совместную работу.
Большой привет Георгу Пославскому.
 
 
 
performansist on September 9th, 2009 11:04 am (UTC)
И еще вопрос - Олег вам специально прислал из Америки подлинный артефакт своего перформанса?
plucer on September 9th, 2009 11:40 am (UTC)
Олег мне давал разрешение на включение своего проекта внутрь моего перфа. И присылал мне картинки. В каком виде, какие конкретно страницы, и насколько они были подлинными - покажет экспертиза будущего)))

И сорри, Лиза, за неуместное замечание, но артефакт в основном своем значении - это некое явление, процесс, объект, появившийся по недоразумению в процессек эксперимента вследствии присутствия наблюдателя, в данном случае автора. Появление этого объекта как правило полная неожиданность для исследователя (художника), появление этого объекта в естественные условиях невозможно и нежелательно. Артефакт - результат грубого вмешательства исследователя в процесс исследования. Например, в моем словае будут артефактами слова, которые я сам придумал, хотя был уверен, что взял из источника, но ошибся, потому что источник был неологизмом или фикцией, случайно опечаткой, например. В научных исследованиях (откуда этот термин пришеш) артефактом именуют отклонение от нормально хода эксперимента, причиной которого является влияние самих приборов и ими управляющего экспериментатора. Артефакт - следствие дефективности методики исследования.
Артефактом с большой натяжкой можно назвать мои посты в ЖЖ, если предположить, что они вообще никак не отражают реальности, а являются моим иследовательким заблуждением.
В фотографии артефактом является дефект, например, на печати, то есть какие-то систематические помехи, которые, конечно, могут стать частью фото.
В компьютерной графике артефакт - это нежелательные особенности изображения, сгенерированного компьютером.
Артефактами можно назвать придуманные предметы Флоренского, но это будет уже переносное значение, метафора. Метафорически артефактами являются Даблоиды Тишкова. То есть какие- то немного как бы случайно созданные объекты из случайных идей и предметов, например, мусора.
В антиквариате артефактами будут повреждения, нанесенные временем, но придающие предмету особый шарм дервности.
Таким образом в искусстве артефактом правильно называть искусственно созданный объект, производство которого было не запланировано автором, а которые появился на свет в результате неосознанных автором процессов, то есть с элементами случайностными.
Например, артефактом будет совершенно незапланированный финал твоего преформанса, когда он появился на свет в результате спонтанных реакций наблюдателей (тебе или зрителей).
Сегодня же в искусствоведении артефакт стали употреблять синонимом "арт-объекта". Это не совсем правильно. Артефакт - это с латинского, "искусственно сделанное", то есть появившееся на свет спонтанно, вследствии вмешательства человека в естественный ход вещей. Это не "факт искусства", а скорее "искусственный факт", что совсем не одно и то же.
В перформансе Мавроматти его листы, написанные кровью, не являются артефактом. Артефактом в акции будет что-то, чего сам автор совсем не ожидает, например, нападение спонтанное зрителей на произведение искусства и его автора. Изуродованный ими объект становиться артефактом. В каком-то смысле авртефакт - это доллар Бреннера на Малевиче. Но не сам Малевич без доллара.
Сорри за занудство. Если я что-то путаю, поправь меня. Но мне кажется, что это всяобщий ляп, который стал уже фактом языка. Так что подобное употребление слова артефакт - это и есть лингвистический артефакт. Неожиданный и глупейший казус, ставший закономерностью.
performansist on September 9th, 2009 12:05 pm (UTC)
Сейчас не могу спорить,убегаю, а попозже напишу поподробнее,поскольку "артефакт" - один из немногих терминов, которые подходят для описания феномена перформанса,и я его использовала именно так не случайно, и могу аргументировать.И,думаю, меня бы поддержала Мышь(МП)Продолжим интересную тему завтра.
(Deleted comment)
plucer on September 9th, 2009 05:41 pm (UTC)
Повторяю, артефакт - это "искусственный факт", но не "факт искусства", то есть любой арт-объект. Здесь есть различие. Не любой арт-объект является артефактом.
(Deleted comment)
plucer on September 9th, 2009 06:43 pm (UTC)
Не спорю, пристутствуют. Но не в любом, а во многих. В живописи маслом - реже.
performansist on September 10th, 2009 09:44 am (UTC)
про артефакт
Слово "артефакт" я употребила в том смысле,в каком его использовали в моем кругу - это круг школы Соболева, концептуалисты - художники,а также исследователи,которые у нас преподавали и с нами общались в середине 90х - mpmouse, И.П.Уварова,А.Неклюдова и многие другие. Я думаю(и у нас так считалось),что это понимание пришло из этнографии,культурологии и структурной антропологии.В таком контексте слово означает что-то вроде "побочный продукт ритуала",и шире - творческого акта и того типа перформанса,который является инициацией(то,что я называю классическим перформансом).
А если считать, что результатом ритуала или классического перформанса является главным образом инициация - экзистенциальное, социальное и прочее(но главное, что комплексное) изменение, то любой даже высокохудожественный результат(например,объект) по определению имеет вторичное и подсобное значение.Такое понимание перекочевало в круг людей, занимающихся именно перформансом,поскольку очень подходит для этого феномена, схватывает суть:в перформансе процесс и является результатом,как в ритуале.
В ритуале (и в перформансе)все имеет важный сакральный смысл,(поэтому в конце,например,не может остаться мусора - его сжигают,закапывают или специальным образом инсталлируют,превращая в объект),поэтому слово "побочный результат" - не оценочное.То есть,артефакт есть не ошибка,не недоразумение, а сакральная суть,память о важном опыте,зафиксированная в чем-то внешне непримечательном.
На этом во многом построен концептуализм - работы могут дорого стоить,хотя сделаны вроде бы некачественно,из какого-то мусора,но их ценность - в их артефактности.
В перформнасе создание артефакта не является целью. В случае Олега цель условно говоря - совершить непростой поступок,это тоже инициация с жертвоприношением.Поэтому листы,исписанные кровью - это не арт-объекты,а именно что артефакты.

Я тоже не настаиваю на абсолютной правоте,поэтому мне интересно обсудить.Мне казалось, что ты тоже пришел и структуралистских кругов и понимаешь это слово так же.Оказывается, нет.Но,по-моему, нам нужны,чтоб разобраться, еще люди.С "моей" стороны, кроме mpmouse из того круга в ЖЖ присутствует иногда только proust,правда,он сейчас пишет мало и о другом.
plucer on September 10th, 2009 06:32 pm (UTC)
Re: про артефакт
Ок. Согласен. Побочный продукт - да, это близко к основному значению) Я бы сказал "побочный продукт, не отрефлексированные заранее как отдельный арт-объект". Пришел же я из пост-пост-структуралистких, когда вся надёжа уже была только на Лакана)))
performansist on September 10th, 2009 06:53 pm (UTC)
Re: про артефакт
Ну да, ты как спец конечно же уже пост-пост-пост,к тому же ты и постарше меня,успел переболеть этим раньше, а мы тогда еще открывали и переваривали структурализм. Как художник я, конечно, тоже давно люблю постпостпост,но применительно к науке,когда я нахожусь в роли ученого,приходится довольствоваться отсутствием этой приставки ,иначе я б не диссер защитила,а в психоз угодила:)

Я бы сказала более утвердительно и оптимистично: "побочный продукт, отрефлексированный заранее не в качестве отдельного арт-объекта, а в качестве материального результата перформансного процесса".
plucer on September 10th, 2009 08:17 pm (UTC)
Re: про артефакт
Интерес к побочным продуктам - это и есть уже постструктурализм, психоз пост-пост-вибраций и заиканий тут ни при чем)))