plucer (plucer) wrote,
plucer
plucer

Categories:

"Проклятый жид" Соломон

Размышления о символических функциях денег в постиндустриальном мире. Заметка публиковалась в 2006 году в экономическом журнале "Копоративное управление".

Квинтен Метсейс. Меняла и его жена


Выражение «деньги не пахнут» восходит к временам Веспасиана Флавия. Этот римский император ввел плату за пользование общественными туалетами. Сегодняшние деньги окончательно перестали пахнуть, поскольку обрели возможности полной дематериализации. Эта способность делает их явлением, с одной стороны, совершенно уникальным, а, с другой, крайне разнородным и недостаточно отрефлексированным.

В современных деньгах много парадоксального. Они могут существовать как реальная вещь и при этом могут мгновенно виртуализоваться. Одним кликом компьютерной мышки пользователь оффшорного Интернет-банка может изменить валюту, гражданство и сумму своих авуаров. Эти лишенные материальной составляющей объекты или, лучше сказать, имущества даже в момент дематериализации сохраняют статус собственности со всеми его правовыми особенностями. Одновременно, применительно к деньгам возможен и обратный процесс: в своей виртуальной ипостаси они могут мгновенно материализовываться.

Законность полной и мгновенной дематериализации денег была утверждена при введении безналичных расчетов. В этот момент деньги начали утрачивать свои юридические функции исключительно платежного средства, средства обращения, средства сохранения стоимости и приобрели экономическую функцию средства учета, счетной единицы. На этих деньгах стоит весь бухгалтерский учет и все мировые стандарты финансовой отчетности.

Недаром наши законодатели ополчились на пресловутый «у.е.», за которым чаще всего скрывается доллар. Как сказал поэт: «Американский доллар важный, / Что нынче лезет всем в заем, / Однажды / С советским встретился рублем…» Все не так просто. Единственным легитимным средством оплаты в стране уже давно является рубль РФ. В чем тогда цель запрета? За кажущимся недоверием к счетной единице, основанной на иностранной валюте, на самом деле кроется стремление передать одну из денежных функций – счетную, исключительно национальной валюте, тем самым усилив ее, дав ей еще одну степень свободы.

В своей кэшевой (наличной) ипостаси деньги представляют собой имущество, собственность в самом узком смысле. Пример из литературы - деньги «скупого рыцаря»: здесь они типичны для первоначального накопления, эти деньги не служат никаким целям, ни коммерческим, ни социальным. Такого рода собственник - просто фетишист. Деньги для него служат лишь удовлетворению его фантазий о власти над всем миром.

Уже для Альбера, сына «скупого рыцаря», деньги выступали в меновой функции, поскольку он мечтал лишь о бесконечно избыточном потреблении. Третий значимый персонаж драмы - «проклятый жид» Соломон, единственный разумный персонаж, демонстрирует самое адекватное отношение к деньгам как к платежному средству и универсальной меновой «ценности».

В этой ипостаси золотые деньги уже могут быть легко заменены на бумажные, а образующаяся брешь может быть заполнена социальным капиталом доверия к ним.

Очевиден дуализм денег: они одновременно являются эквивалентом благ - и служат для накопления в круговороте имущественных ценностей. Деньги как платежное средство отличаются от «меновых» денег, когда мы что-либо продаем и на вырученные деньги покупаем иной объект.

Еще одна функция денег - это средство погашения обязательств. В современной государственной системе, как правило, долги, присужденные по решению судов, налоги, штрафы, пени и прочие виды оплат ничем, кроме денег, оплатить невозможно.

Очень важная функция денег - это средство сохранения стоимости. Деньги также служат своего рода средством экономической памяти, они сохраняют информацию о прошедших сделках, достигнутых уровнях цен, иных параметрах прошедших трансакций.

Нередко упоминаемая социальная функция денег – быть мерилом человеческих способностей, талантов, умений и навыков. Вспомним классика: не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.

Товарно-денежные отношения скрепляют и упрочивают социальные связи, причем, как показывают недавние исследования социологов, люди производят и используют разные виды денег для различных типов социального взаимодействия.

Некоторые ученые выделяют у денег даже военно-политическую функцию. Так, в бывшей социалистической системе единая валюта – рубль СССР – и ее производные в странах-сателлитах была тем каркасом, вокруг которого наращивались все виды экономических взаимодействий.
В функции резервной валюты политическая роль денег достигает апофеоза. Недаром около сотни стран мира в той или иной степени привязывают курс своих валют к флуктуациям лидера – доллара США.

Разные денежные функции выполняются разными видами денег. Так, в России средством обмена чаще всего служит рубль и иногда бартер, счетной единицей - иногда рубль, иногда доллар, иногда «у.е.» - убогий бастард доллара и евро, а средством сохранения стоимости - прежде всего доллар. К счастью, за последние десятилетия канул в Лету наш «универсальный расчетный эквивалент» емкостью 0.5 литра.

Деньги, конечно же, тесно связаны с понятием времени. Прежде всего, они являются эквивалентом рабочего времени. Время можно продавать за деньги, то есть это, действительно, некие эквиваленты, имеющие парадоксальные свойства взаимной материализации.

Деньги материализуют временные траты, время - материализует денежные траты. Соответственно, деньги для их собственника могут служить эквивалентом личностного времени, средством его заполнения. Именно с помощью денег собственник заполняет свое свободное время, удовлетворяя различные свои желания. Но, как известно, желание не может быть удовлетворено. Пытаясь его удовлетворить с помощью денежных трат, собственник лишь формирует новые желания. Таким образом, человеческие фантазмы, желания формируются с помощью денег.

Однако не нужно забывать, что есть еще родовое понятие денег, включающее в себя все их разновидности. В этом случае деньги - это множество платежных и покупательских средств, как материальных, так и нематериальных, которое служит для обращения товаров и обеспечения всех видов человеческой деятельности, для формирования нематериальных активов и для структурирования человеческой личности.

В этой последней функции деньги давно уже стали абстрактным символом ценностей. Они служат уже не для накопления собственности, не для обмена, платежа, требования или учета, а для создания брэнда, имиджа, капитала доверия, уважения. То есть деньги приобрели способность формировать человеческую личность, ее идентичность, статусность и авторитетность.
Tags: Искусство и власть, Капитал доверия, Экономика символов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments